ПУТЕШЕСТВИЯ Мосгордрайва
Toyota Land Cruiser Prado: от Москвы до фьордов
О том, как выехать из Москвы и за сколько доехать до севера Норвегии
Ситуация: зима резко закончилась, а а снега-то вы до сих пор и не видели, да и вообще хочется романтики на фоне авитаминоза. Всё просто: при наличии шенгенской визы, просто садитесь в машину и едете через Финляндию в Норвегию. В этом путешествии нашим домом станет, наверное, один из самых идеальных автомобилей для дальних поездок –Toyota Land Cruiser Prado.

Путешествие по километражу сравнимое с поездкой из Москвы на юг, но впечатлений – совершенное море. Расскажем, как доехать до северного края земли эффективнее и дешевле (а сами уже, наверное, наслышаны про цены в Норвегии).
Как доехать до Петербурга вы и сами знаете, а если нет, то ознакомьтесь с нашей публикацией про то, как превратить банальную поездку в Питер в целое путешествие.

Здесь приводим маршрут от Питера до фьордов норвежского Тромсе.
Полный маршрут от Москвы до фьордов, с целым днём катания вокруг них по живописным местам займёт примерно неделю и около 5500 км пробега. Примерно столько же выйдет, если поехать на Кавказ или в Крым.
Для пересечения границы с Финляндией есть три пограничных пункта: Торфяновка, Брусничное и Светогорск.

Через Торфяновку все массово едут в сторону Хельсинки, поэтому периодически здесь можно попасть в большую очередь.

Брусничное загружено меньше.

Светогорск также хороший вариант, особенно если вы решили ехать на север, но там рядом располагается финский город Иматра, поэтому очередь тоже может возникать, но не такая большая.

В любом случае на подъездах к границе стоит с телефона заглянуть на сайт nagranitse.ru, где в реальном времени по всем пропускным пунктам показаны очереди.

И, конечно, перед границей нужно заправить полный бак. Рядом с Выборгом рекомендуем две неплохие заправки Лукойл, Neste и Shell, рядом с Торфяновкой также есть Neste. Это нормальные АЗС с хорошим топливом, кофе и хот-догами. Там же можно приобрести страховки (гринкарты) на машину. В Светогорске есть АЗС, но какой-то небольшой местной компании, а также можно закупиться продуктами в «Пятёрочке» или «Магните». Сам город крайне депрессивный.
ВАЖНО! Что нужно для прохождения границы с Финляндией
  • Права (не обязательно книжка международного образца, их по опыту не смотрят, берут только российские)
  • Загранпаспорт с действующей шенгенской визой
  • Стандартный набор документов на автомобиль + Гринкарта (можно купить на любой АЗС и в палатках вдоль трассы, можно заранее в любой страховой)
  • Свидетельство о рождении ребенка, если с вами едет
  • СТАЛО СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО: медицинская страховка, покрывающая даты поездки. Полис из страховой или распечатка с сайта. Раньше её не смотрели, но опыт 2018 года показал, что нашего друга не пропускали, пока он, находясь уже в роуминге, с телефона не приобрел страховку онлайн и не показал подтверждение с телефона.
  • Могут попросить показать распечатку бронирования отеля, домика или квартиры. Лично сталкивались.
  • Если едете не на своей машине, то может понадобиться доверенность, где будет стоять пометка «с правом выезда за границу». У нас ни разу не смотрели, но такое требование есть
И вот мы в Финляндии. Пока не отъедешь от границы километров на 30-50 здесь уверенно ловит радио «Дача» (!!!). Можно долго ехать по Евросоюзу под хиты «О, боже, какой мужчина» и «Белые розы», попутно слушая звонки с приветами тёще, «корешам» и «моим любимкам».
Оцените, кстати, дорогу на фото выше. В Финляндии дороги чистят (не везде хорошо), но реагентов не используют. В результате, порой едешь по абсолютно голому льду. Ехать в Скандинавию зимой не на шипованной резине может оказаться тем ещё мучением.

Интересные особенности местного вождения: ездят финны +5-10 км/ч по спидометру, сильно не гоняют. Мигания аварийкой в качестве «спасибо» не понимают напрочь. У них аварийка означает ТОЛЬКО аварийную ситуацию. Если нужно просто остановиться на обочине, то надо оставлять мигающим правый поворотник.

Как чуть темнеет, лучше сразу включать дальний свет, машин на трассе обычно мало, особенно на дорогах с номером из двух цифр и больше, а вот всякой живности более чем. Для оленей, лосей и лыжников есть несколько разных знаков.

Дорога до Оулу
От границы до города чуть больше 500 км
Если вы едете на север Финляндии и дальше, то имеет смысл в первый день доехать максимум до города Оулу. Это чуть больше 500 км. По российским меркам кажется немного, но однообразный финский пейзаж радует только первые километров 80, а затем начинает утомлять. При этом ограничения скорости на трассе в Финляндии, в основном 80 км/ч и, конечно, никаких бесплатных +20 км/ч. Штрафы невероятные, что, увы, пришлось почувствовать на себе в одной из поездок. Не успели снизить скорость до положенной на одном из участков трассы и попали под камеру на скорости 69 км/ч при разрешенных на этом коротком участке 60 км/ч, за это при выезде на границе пограничники, показав фото, вручили штраф на 170 евро.

Для комфортного передвижения без усталости и нарушений КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕМ закладывать в день больше 400-450 км.

Для навигации без интернета очень неплохо подходят заранее скачанные карты в приложении Maps.me или же отдельный навигатор Syngic, также работающий без Интернета.

Мобильный интернет от местных операторов в Финляндии копеечный и быстрый, SIM-карты продаются в любом городе в магазинчиках с жёлтой вывеской R-kioski.
Как заправляться
Финляндия – идеальная страна для интровертов. При желании здесь можно вообще не вступать в контакт с людьми. Ключи от квартиры или дома оставят в ящике с кодовым замком, в супермаркетах всё пробивают молча, а заправки в большинстве своём выглядят как навес с колонками. Оплата картой, интерфейс на разных языках, включая русский. Выбираешь либо сколько литров залить, либо на какую сумму в евро, оплачиваешь и только тогда можно брать пистолет и вставлять в горловину. Если сделать это заранее, то система просто говорит, что, мол, эта колонка занята. Если оплаченное топливо не влезает в бак, то разница обычно сразу приходит на карту обратно.
Оулу – относительно небольшой город, здесь можно закупиться продуктами, поесть в кафе. Гостиницы есть, но проще и дешевле снять квартиру мы несколько жили в двух разных квартирах, которые сдаёт через Booking.com по этой ссылке русская девушка Евгения (её помощники англоязычные) и остались в полном восторге. Может пригодится и вам.
Парковка в Финляндии
С парковкой в Финляндии нужно быть втройне внимательным. И не только в центре городов, а особенно в спальных районах. Финны любят порядок, и у каждого есть свои места у дома и во дворе.

Ищите знаки с надписью Vieras или Vieraspaikka, то есть «Гости» или «Гостевая парковка». Там машину оставлять можно без риска получить штраф.

На многих улицах и у домов парковка ограничена по времени, например, днём на два часа (ночью часто нет ограничений). Заранее на любой заправке или в любом магазине купите синий знак под стекло, где на циферблате вы указываете время, во сколько оставили машину. Если парковка имеет ограничения по времени с 8 до 20, то можно оставить машину, допустим, сразу в 20 часов, указав на часах 8 (20). Таким образом у вас будет время до 10 утра. В 10 утра можно выйти из дома и перевести часы, но выходить так придется каждые два часа.
Но двигаемся дальше. Наша следующая цель – горнолыжный курорт без русских (ну, почти). Да, такой есть, вокруг горы Юлляс с Лапландии. От Оулу это 390 километров. Примерно посредине можно заехать в город Рованиеми, известный тем, что через него проходит линия полярного круга, а также тем, что именно этот город считается домом Санта-Клауса (по крайней мере, на этом настаивают финны).

Дорога некоторое время идёт вдоль Ботнического залива, можно и на замёрзшее Балтийское море заехать посмотреть по пути до Рованиеми.

Карта всего маршрута на север
И ещё раз обратите внимание на зимние дороги в Финляндии – сплошной гололёд, лишь почищенный от снега. Выходишь из машины и почти сразу поскальзываешься. Местами при разрешённой скорости до 80 км/ч ехать быстрее даже никакого желания не возникает.
Ну, здравствуй, Рованиемская волость. Машин по-прежнему почти нет, на поворотах по-прежнему гололёд, пейзаж по-прежнему однообразный. Первый час даже интересно, едешь среди зимней сказки, снег, сосны, ели, берёзы, но еще пару часов однообразного пейзажа и становится скучновато. Дорога в Финляндии – это не немецкий автобан, и даже не федеральная трасса в России, не думайте, что сможете проезжать легко и без усталости больше 500 км в день. А по-хорошему больше 400 км. И помните штрафы за превышение скорости здесь не просто как в Европе, а как в очень дорогой Европе.
Деревня Санта-Клауса
Неподалёку от Рованиеми проходит линия полярного круга, обозначенная треугольной аркой на трассе. Этим фактом финны уже которое десятилетие активно пользуются, создав здесь развлекательный парк. Мол, именно здесь и только здесь проживает самый настоящий Санта-Клаус, он же Йолопукки.
Деревня Санта-Клауса – это красиво, но при этом же сплошное разочарование. Развлечения никак не отличаются от общих для Финляндии горок с тюбингами, катания на собачьих и оленьих санях, катания на снегокатах, но при этом всё максимально дорога. На санках с собаками за 40 евро два километра хотите прокатиться? Нет? Ну, хорошо, можно 5 км, но за 60 евро. То же самое на оленях, но меньше и медленней. Как в телеге с лошадью, но ещё медленней.

Отдельный аттракцион – фото с Санта-Клаусом за 30 евро. Правда, надо отдать должное, посещение его резиденции бесплатно, но через сувенирную лавку и покупать фото после посещения вас никто не обязывает, хоть и не сфотографироваться нельзя (все идут в очереди по резиденции и проходить через его комнату обязательно, на свою камеру или телефон фотографировать нельзя, конечно).

В общем, делать в деревне нечего, если вы не большой фанат Санта-Клауса, Финляндия на севере сама по себе живописна и прекрасна, а покататься на собаках можно в других местах сильно дешевле.

Ещё один лайфхак: в деревне Санта-Клауса цены в самых простых кафе, конечно, высокие, но если перейти дорогу, то напротив будет большой заправочный комплекс Shell с прекрасной столовой, горячими блюдами, кофе и булочками, при этом сильно дешевле.
Едем к горе Юлляс
Юлляс – это большой зимний курорт. При этом здесь не только традиционные горнолыжные склоны (не самые лучшие и живописные, надо сказать), главное, здесь просто огромная сеть трасс для беговых лыж, снегоходов, пешеходных прогулок и даже фэтбайков. Пограничник на границе, услышав что мы едем далеко на самый север, понимающе тепло улыбнулся, сразу же отдал паспорта, пожелав хорошего отдыха.

Селиться можно, например, в районе Акасломполо. Здесь и небольшие домики, и большие гостиницы, и крупный супермаркет.

С заведениями в северной Финляндии, будем откровенны, всё плохо. То есть они есть, но обычно довольно дорогие, на троих в ресторане отдадите никак не меньше 80-100 евро, в пиццерии дешевле, само собой, но при этом совершенно непонятно, зачем платить больше, когда можно в супермаркете закупиться хорошими продуктами, готовым прекрасным мясом и приготовить его рядом с домом на огне. Сам себе удивляюсь, когда пишу это, всегда (даже не в отпуске) предпочитаю есть не дома, но факт: в ресторанах на севере Финляндии не так душевно и не так качественно, как приготовить самому на природе, благо для этого есть всё, что угодно в полугодовом виде.
Дороги на севере Финляндии, особенно вокруг горы Юлляс – сплошной снег и лёд с огромным количеством пересечений с второстепенными дорожками и предупреждающими знаками. А а остерегаться есть кого, мало того, что здесь отдельные знаки для лосей и оленей, так ещё и пересечения со снегоходной дорогой, пересечение с лыжнёй, пересечение с лесной велодорожкой. У автомобиля приоритет, конечно, но вот некоторые олени (в прямом смысле) могут об этом не знать.
И, конечно, в Финляндии если жить, то в домике с камином (сауны здесь, само собой, не только в домах, но и в квартирах). Обычно в гостевых домах здесь есть всё, что только может понадобиться: от десертных вилок до множества стаканов, кружек, тарелок, кастрюль и спичек. Есть даже дрова, щетки и лопата для снега, так что остаётся только зайти в магазин за продуктами.
Удивительно, как за короткое время превращаешься просто в какого-то финского домоседа, сидишь себе у камина, немного работаешь за ноутбуком, ездишь в супермаркет, готовишь, гуляешь по лесу и бегаешь на лыжах. Прямо полностью вживаешься в спокойную и хозяйственную финскую жизнь.

А тут еще и машина поразила: мало того, что в Land Cruiser Prado розетка на 220V в багажнике, так еще и в двери багажника с пластмассовой накладкой интегрирован штатный (!) набор инструментов. Нигде такого не доводилось видеть.
Но пора ехать в Норвегию
Один из бюджетных вариантов посетить Норвегию, посмотреть на фьорды, при этом не потратив слишком много – заехать сюда из Финляндии. На пару суток со своими продуктами. От горы Юлляс до норвежского Тромсё чуть больше 400 км.
Дорога опять же сначала типично финская, но чем севернее, тем интереснее и живописнее становится. Густые леса заканчиваются, и лента дороги начинает перебегать с сопки на сопку. Похожие пейзажи (и примерно на этой же широте) можно видеть в Мурманской области, куда мы ездили на Toyota Hilux (см. красивый репортаж по ссылке).

Один из немногих относительно крупных населенных пунктов по пути – Кааресуванто. Здесь есть АЗС и неплохая столовая, где можно полноценно поесть (отдельно удобно было, что в нашем случае там ещё и русскоязычная девушка работала).

Но самое интересное, что дорога долгое время идёт вдоль реки, по которой проходит граница Швеции и Финляндии, а в Кааресуванто как раз есть мост, поэтому можно ненадолго и в Швецию заехать.
Интересно, что все местные дорожки к реке перекрыты. Приграничная зона, а граница на замке. На маленьком, но всё же замке.
Только путешествуя на машине начинаешь понимать, почему именно так сложились такие извилистые границы стран. На фото ниже мы все ещё едем по Финляндии, слева за рекой Швеция, а дальше за высокими горами и с серпантинами – Норвегия.
Кильписъярви. Здесь находится последняя заправка по финским ценам и супермаркет, на сотню километров вперед после этого больше нигде не заправитесь. Да и заправиться лучше здесь до полного бака, дальше топливо будет только дороже.
Прямая дорога резко переходит в серпантин: что ж, здравствуй, Норвегия.

Кто хоть раз ездил ночью по серпантинам, меня поймёт. Скучно и утомительно несколько часов. Видов никаких, руль постоянно из одного положения в другое крутишь. Средняя скорость небольшая, и сотню километров проезжаешь далеко не за час (и это при разрешённой скорости в 80 км/ч).

И вот впереди показывается хорошо освещённый фьорд и большой горбатый мост. Добро пожаловать в Тромсё.
Тромсё – северный город далеко за полярным кругом с населением около 65 тыс человек. Третий в мире среди самых северных крупных городов мира после Мурманска и Норильска. Кроме названных трёх, есть ещё только три города с населением более 50 тыс за полярным кругом – это Воркута, Апатиты и Североморск.

Таким образом, для Европы – это вообще уникальный северный город, куда приезжает множество туристов посмотреть на фьорды, снега и северное сияние. С последним у нас не задалось, прогноз по выбросам на солнце был хорошим, но небо при этом заволокло плотными тучами, да ещё и с сильным снегопадом. Сияние было, но где-то далеко за облаками.

Интересно, что несмотря на такое северное местоположение, климат в Тромсё, да и в Норвегии, в целом, очень мягкий, с лёгким минусом – причиной тому Гольфстрим, исправно согревающий полуостров.
Тромсё – приятный городок, куда хочется обязательно вернуться ещё, даже несмотря на огромнейшие цены, традиционные для Скандинавии и ещё более характерные для Норвегии. Здесь есть, что посмотреть, есть даже интересная современная архитектура. В город приезжают учиться студенты со всей Европы и из России, поэтому и жизнь с мероприятиями здесь бурлит.
Всю ночь шёл снег, зато на утро весь город был живописно занесён
Интересно, что снег разгребать особенно никто не спешил, будто это какая-то обыденность, а основные тротуары с подогревом очистились сами.

Город подпирают горы, и чтобы ехать дальше к фьордам нужно преодолеть трассу через тоннели. Причем это не просто тоннели, это полноценная трасса внутри гор с перекрёстками и круговыми движениями. Где ещё такое посмотришь!
В Тромсё нужно либо ехать на машине, либо брать машину в аренду, поскольку всё самое интересное и живописное находится к западу от города: горы, серпантины, море, фьорды.

Наша рекомендация и проверенный маршрут – это круг на весь день от Тромсё сначала в сторону Тромвика и Реквика через Гротфьорд, и далее, если время позволит до деревни Соммарой с живописным мостом. и видами океана. Всего 186 км, но вряд ли вы успеете их проехать быстро.

Подобные виды с красными домиками, красиво изгибающейся дорогой и фьордами будут сопровождать вас весь день. Съезжаем в Гротфьорд, здесь можно погулять по «пляжу», посмотреть на море и волны. По некоторым отзывам иногда сюда приплывают киты.
Тромвик – по сути мелкая рыбацкая деревня на окраине Норвегии. Отличный вариант помедитировать на рыбацкие лодки, на повседневную жизнь простых норвежцев, а Реквик оказывается и вообще даже не деревней, а мелким населённым пунктом с одной тупиковой дорогой и несколькими домами.
Зато поднимаясь по заснеженному серпантину из Реквика в подарок вы получите один из самых красивых и величественных видов на нашей планете. Здесь суровые северные горы уходят в океан, одно из немногих мест на пути, где видишь не только фьорд, но и линию горизонта , где северное море плавно переходит в серое небо.
Дорога до островной деревни Соммарой не так живописна как до Тромвика и Реквика (хотя тут уже к обеду уже наступает пресыщение), но в конце пути вас ждёт совершенно невероятный однополосный мост со светофором через пролив.
Опять же, здесь хочется снимать каждый угол, здесь и старые домики, и даже есть современная архитектура, и какие-то местные магазин и кафе (единственные, что попадаются по этому маршруту за весь день).

В общем, одной дорогой, которую за свою жизнь хочется проехать ещё раз, стало больше.
И спасибо дизельному Toyota Land Cruiser Prado – самой надёжной, просторной и в то же время экономичной машине. Идеальному варианту для дальних поездок.

Путешествуйте далеко и не бойтесь дорог!